О недавно прочитанном – В. Пропп и Х. Мураками

Интересно, как иногда прочитанные книги могут выстроиться в удивительно логическую последовательность, которая не преследовалась сознательно. И последующая книга раскрывает смысл предыдущей неожиданно, взрывоподобно, правдиво. Прочитала «Кафку на пляже» Харуки Мураками и до сих пор не могу взять никакой другой книги в руки. Так меня захватило это сказочное пространство, герои, сюжет, такое впечатление складывается, что часть меня осталась там, в той лесной хижине, в лесу, в библиотеке. Так прикипела душа к Кафке Тамура, что кажется, погрузившись в другое художественное чтиво, я его «предам», «продам» за новые эмоции и мысли. Книга о взрослении, об отчуждении и ненависти к родителям, об их прощении и принятии, о поиске и обретение себя. Все это воплощено в сказочной метафоричной форме, наполнено символами, аллегориями, ссылками на мировую культуру и историю. Тем не менее определенные символы как кровь, лес, альтер эго героя – Ворон, хождение по лесу и выход через Проход (в немецком переводе Eingang) в другой мир – искало во мне более менее однозначной интерпретации. Понятно, что это образ, сцена, но все же?
Читая одновременно своей дочери немецкие и русские волшебные сказки, мы с моим мужем давно задавались вопросом, а что лежит за их сюжетными линиями. Не копая глубоко – брак по принуждению, подъем по социальной лестнице, голод. И тут вспомнилась мне работа В. Проппа «Исторические корни волшебных сказок», в которой он описывает «Мужские дома», обряды посвящения, инициации, обряд символичной смерти и рождения заново через перевоплощение в другом животном. Молодые люди подавались в лес, жили там определенное время в мужских домах, а потом проходили обряды инициации и возвращались в деревни и создавали там свои семьи. В мужских домах они приобретали воинский, охотничий и первый сексуальный опыт. Возвращались домой и порой согласно обрядам даже не узнавали отца с матерью.
Создавая сюрреалистическую сказку о молодом юноше из 21 века, осознанно или нет Харуки Мураками прибег к тем же красным линиям сказки как жанра. Все эти образы и метафоры . уход из дома, образ крови, блуждание по лесу, птица ворон как альтер эго героя – не есть ли это древний пласт всеобщей культурной памяти, о котором писал В. Пропп, воссоздавая его по тем элементам, которые дошли до нас в сказке?

Kommentar verfassen

Trage deine Daten unten ein oder klicke ein Icon um dich einzuloggen:

WordPress.com-Logo

Du kommentierst mit deinem WordPress.com-Konto. Abmelden /  Ändern )

Facebook-Foto

Du kommentierst mit deinem Facebook-Konto. Abmelden /  Ändern )

Verbinde mit %s

%d Bloggern gefällt das:
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close